Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы

«ФЕДЕРАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

Войти на сайт
Войти на сайт
Закрыть

Календарь мероприятий

< ноябрь 2016 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             
 

Деятельность Ассоциации







клинические рекомендации

раздел глааного внештатного специалиста 
 
   

Партнеры




 


hem



hem

   

Биологам и врачам-лаборантам

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ШКОЛЕ ГЛАВНОГО ВНЕШТАТНОГО СПЕЦИАЛИСТА ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ О НАСТОЯЩЕМ И ПРЕДЛАГАЕМОМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОКЛАДА

БИОЛОГ

Одной из острых проблем современного кадрового состояния лабораторной службы является определение статуса биолога в клинико-диагностической лаборатории (КДЛ) - разъяснительное письмо МЗ РФ 16-5-12/11 от 17 апреля 2013 года. Проблема обусловлена вольной интерпретацией на местах существующих приказов МЗ РФ, определяющих место и роль биолога в КДЛ.

Прежде всего, это приказ от 20 декабря 2012г. № 1183н о Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, в который включены должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, в том числе должность «Биолог». Наименование должности «Врач-лаборант» сохранилось в указанной Номенклатуре для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года.

Формирование штатного расписания медицинской организации, в том числе целесообразность введения  должности биолога, сохранения должности врача-лаборанта, находятся в компетенции руководителя учреждения. Также в компетенцию руководителя учреждения входит формирование заработной платы сотрудников.

Руководитель медицинской организации не может обосновать увольнение специалиста-биолога отсутствием сертификата. Сертификата у данного специалиста быть не должно. Также не может быть обоснован отсутствием сертификата отказ в приёме на работу на должность биолога при наличии этой должности в штатном расписании. Однако является обоснованным увольнение по сокращению при соблюдении законных механизмов сокращения штатного расписания и отказ в приёме на работу при отсутствии должности биолога в штатном расписании КДЛ.

Приём на работу биолога в КДЛ осуществляется согласно приказу №541н 23 июля 2010 г. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", требующий наличие у биолога высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности. Под термином «дополнительное образование» имеется в виду цикл общего усовершенствования, предметно предназначенный для должности «биолог».

Профессиональная переподготовка не проводится в виду того, что она противоречит пункту 8 приказа 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных  и научных организациях», согласно которому профессиональная переподготовка проводится только для лиц, имеющих медицинское или фармацевтическое образование с обязательной выдачей диплома и сертификата. 

Профессиональная переподготовка означает прохождение дополнительной подготовки и получение новой медицинской специальности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 года №700н г. Москва «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» и с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 года №707н г.Москва «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"».

В указанном приказе нет таких специальностей в ВУЗе и основных специальностей, которые позволили бы биологам пройти и получить дополнительную подготовку в виде профессиональной переподготовки. Они специалисты с немедицинским образованием и не могут получить медицинскую специальность, каковой является клиническая лабораторная диагностика.

По существующим в настоящее время законам и приказам в клинико-диагностической лаборатории на должности «биолог» работают специалисты с теми специальностями, которые указаны в квалификационных требованиях 541н приказа. И они проходят цикл общего усовершенствования в качестве допуска к работе в клинической лаборатории, улучшают уже имеющиеся знания и навыки по проведению лабораторных исследований биоматериала, которые в клинической лаборатории имеют свои особенности, но являются составной частью принятых в биологии исследований.

Сертификат специалиста по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» при устройстве на работу биологу не требуется, так как выдача сертификата на медицинскую деятельность лицам с немедицинским образованием противоречит современным нормативам, в частности, приказу №982н от 29 ноября 2012 года «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам».     Специалисты, принятые на работу до 1 октября 1999 г. на должности врачей-лаборантов, могут продолжить профессиональную деятельность в этих должностях без сертификата специалиста.

Статус биологов КДЛ как медицинских работников определён пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который устанавливает, что медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Выполнение клинико-диагностических лабораторных исследований является медицинской деятельностью, а также определяет участие биологов КДЛ в выполнении целевых программ и диспансеризации населения в качестве медицинских работников. Подробное разъяснительное письмо № 12-1/10/2-362 по этому поводу было направлено 29.06.2012 года Статс-секретарём — заместителем Министра МЗ РФ С.Ф. Вельмяйкиным в Центральный комитет профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации.

Квалификационные категории присваиваются биологам КДЛ в соответствии с действующим приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2013 г. № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационных категорий». В данном приказе нет ограничений для лиц с немедицинским образованием, если они являются медицинскими работниками.

Немаловажным является вопрос правомочности биологов на руководящих должностях в КДЛ. Ответ на него есть в вышеуказанном приказе №541н в 6 пункте, согласно которому не только биологи, но и врачи и биологи с недостаточным стажем для работы на руководящих должностях, менее 5 лет, в виде исключения могут быть назначены на руководящие должности (в приказе звучит как «соответствующие») по рекомендации аттестационной комиссии медицинского учреждения. Аттестационная комиссия медицинского учреждения создаётся приказом руководителя медицинской организации: ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ (разработана Ассоциацией ФЛМ в качестве примера).

Востребованность биологов в настоящее время обусловлена особенностями формирования штатного расписания и организации работы в государственных КДЛ. На взгляд многих ведущих специалистов в области лабораторной диагностики штатное расписание должно формироваться исходя из особенностей оснащения КДЛ современным оборудованием и востребованностью в медицинской организации специалистов лабораторной медицины различной квалификации и уровня. Потоковые автоматизированные системы требуют намного меньшего количества технических специалистов, чем ручные методы исследования. К тому же, большая часть выполняемой биологами работы должна выполняться специалистами среднего звена.

Таким образом, по мере совершенствования парка оборудования и привлечения к работе медицинских технологов и техников востребованность биологов в КДЛ сильно уменьшится, но вместе с тем возрастёт в разы потребность в профильной подготовке лабораторных кадров с медицинским образованием для лечебных учреждений.

_________________________________

Кочетов А.Г. О биологах в клинико-диагностических лабораториях. // Справочник заведующего КДЛ. 2013. №6. С.3-6. 

 

О доплате по родовым сертификатам:

Расходование средств на оплату услуг, перечисленных региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляется учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, а также осуществляющими диспансерное наблюдение детей в течение первого года жизни.  
Распределение средств осуществляется руководителем учреждения здравоохранения на основании приказа по учреждению здравоохранения, и направляются данные средства только на оплату труда медицинских работников, непосредственно оказавших медицинскую помощь женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, и соответственно не могут быть направлены на оплату труда иных работников учреждения здравоохранения (медицинские регистраторы, сестры-хозяйки, работники планово-экономической и эксплуатационно-технической служб). 
Биологи, как представлено выше, являются медицинскими работниками. И если оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности, стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, а также осуществляют диспансерное наблюдение детей в течение первого года жизни, им тоже распределяются финансовые средства, перечисленные региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации по родовым сертификатам. 
Установив общий процент на оплату труда от поступивших средств, необходимо распределить эти средства между структурными подразделениями и далее – между сотрудниками, которые непосредственно оказывали помощь беременным женщинам. Кроме того, рассчитанную сумму выплат необходимо скорректировать на процент резерва выплаты отпускных.  
Следовательно, отдельными первичными документами начисление зарплаты по поступившим средствам по родовым сертификатам, не оформляется. 
  
Выплаты по специальности "лабораторная диагностика" по родовым сертификатам осуществляются согласно приложению пункту 2в Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 1 февраля 2011 г. N 73н за услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учёт. В данном приказе указано, что оплата проводится по специальности без уточнения должности. 
  
Однако остаётся проблема оплаты специалистам с немедицинским образованием после замены в категории специалистов на оплату за родовые сертификаты и по модернизации медицинского персонала на врачей-специалистов, о чём представлены соответствующие письма в Министерство здравоохранения Российской Федерации: о замене на врача-специалиста, о доплатах в родовой и послеродовой периодо модернизации
  
Результаты обращения в МЗ РФ:

На письмо о проблеме стимулирующих выплат биологам по родовым сертификатам получен ответ из МЗ РФ. Заключение ответа: 

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников региональных и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Таким образом, вопрос о стимулировании труда медицинских работников (в данном случае биологам клинико-диагностических лабораторий и врачам-лаборантам с высшим немедицинским образованием) может быть решен путем установления стимулирующей надбавки за увеличение объема выполненной работы в соответствии с тем, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N2 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года N2 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных учреждений здравоохранения, включая установление и применение доплат и надбавок. 

ВРАЧ-ЛАБОРАНТ

Должность врача-лаборанта сохранилась в КДЛ для специалистов с немедицинским образованием, принятых на работу на эту должность до 01 октября 1999 года, согласно приказу от 23.07.2010г № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

Разрешением на работу врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории является наличие таковой должности в номенклатуре должностей в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников», вступившего в силу 7 апреля 2013г.

Деятельность на должности врача-лаборанта не требует наличия сертификата специалиста в связи с отсутствием медицинского образования, в отличие от должности врача клиникой лабораторной диагностики, требующей наличия медицинского образования, следовательно, и сертификата в соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»:

«… 2. Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г. № 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный № 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. № 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г., регистрационный № 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г., регистрационный № 20144)….»

Прежде всего, врач-лаборант – это должность (приказ МЗ РФ от 20 декабря 2012г. № 1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»), которую занимают специалисты с немедицинскими специальностями, и которых нет в списке специальностей, указанных в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 апреля 2009г. № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации», которым для своей деятельности необходимо получить сертификат специалиста.

Исходя из вышеизложенного, нет необходимости в создании дополнительного документа, предусматривающего возможность работы врачам-лаборантам в клинико-диагностической лаборатории без сертификата.

Неверным является утверждение, что в России врачи с медицинским образованием в КДЛ практически не работают, и что 80% сотрудников лабораторий являются специалистами с немедицинским образованием.

Анализ реестра клинико-диагностических лабораторий, создаваемый в соответствии с письмами от 14.05.2013г №17-3-1856 и №17-3-1857 Департамента специализированной медицинской помощи и медицинской реабилитации Минздрава России, показал, что по данным, полученным из 70 регионов Российской Федерации, в клинико-диагностической лаборатории в настоящее время трудятся 9606 физических лиц с медицинским образованием на должностях врачей клинической лабораторной диагностики, и лишь 6835 специалистов с немедицинским образованием на должностях биологов и врачей-лаборантов. Однако, нужно признать необходимость изменения квалификационных характеристик врача клинической лабораторной диагностики и специалистов с немедицинским образованием, изложенных в приказе от 23.07.2010г №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», так как они в существующем изложении дублируют друг друга.

Также неверным является утверждение, что в ведущих странах мира в лабораториях работают специалисты с высшим немедицинским образованием. В большинстве развитых стран мира существует чёткое разделение на специалистов с медицинским образованием – «врачей-патологов», востребованность которых очень высока в профессиональном плане среди лечащих врачей, но не по численности, они объективно составляют очень малую долю среди специалистов лабораторной медицины, являясь консультантами сразу многих лечащих врачей, и на биологов,  занимающихся исследовательской работой в лаборатории, их численность тоже мала. Основную массу сотрудников лаборатории составляют технические специалисты без высшего образования, что обусловлено высокой степенью автоматизации и централизации лабораторных процессов.

Нельзя согласиться с утверждением, что работа в клинико-диагностических лабораториях построена без разделения между специалистами с медицинским и биологическим образованием, и с требованием уравнять всех работников лабораторной службы. Как указано выше, на примере зарубежных коллег, деятельность таких специалистов кардинально отличается. То, что в отечественных лабораториях наблюдается отсутствие данного разделения – это проблема современной отечественной лабораторной службы, обусловленная её историческим развитием, но решаемая в настоящее время совместными усилиями профильной комиссии по клинической лабораторной диагностике и Минздравом России.

Льготы медицинских работников доступны врачам-лаборантам без дополнительного законодательного акта, как медицинским работникам, в соответствии с пунктом 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающим, что медицинским работником может являться лицо с немедицинским «иным» образованием, но занимающееся медицинской деятельностью.

Большинство стимулирующих доплат к должностным окладам также уже регламентированы существующими документами, из которых следует, что подавляющий перечень доплат осуществляется за реализацию мероприятий, в которых участвуют не конкретные врачи или иные специалисты, а должности, которые предполагают наличие высшего или среднего образования и определённых функциональных обязанностей. Например, основными такими документами являются Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011г. № 369-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 15.02.2011 N 85 (ред. от 09.02.2013) «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования», которые не ограничивают круг врачей-специалистов требованием о наличии высшего медицинского образования, соответственно, и сертификата специалиста.

Конфликты, возникающие с работодателем, по перечисленным выше вопросам необходимо решать через общественные профессиональные организации, профсоюзный комитет или судебное разбирательство. При необходимости члены профильной комиссии Минздрава России по клинической лабораторной диагностике всегда готовы представить своё экспертное мнение в защиту интересов врачей-лаборантов и биологов по данной проблеме, о чём было объявлено на Форуме «Национальные дни лабораторной медицины в России», проведённом в соответствии с планом научно-практический мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год (пункт 50) Приказа Минздрава России от 26 февраля 2013 г. № 93 «Об утверждении Плана научно-практических мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 год» с 01 по 03 октября 2013 года.

ВРАЧ-БАКТЕРИОЛОГ с высшим немедицинским образованием

Специальность врача-бактериолога – медицинская специальность, которую в соответствии со статьёй 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N415н г.Москва «Об утверждении квалификацилнных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», а также приложения 3 приказа Минздравмедпрома России от 19.01.1995 г. № 8 «О развитии и совершенствовании лабораторий клинической микробиологии (бактериологии) лечебно-профилактических учреждений» могут занимать только специалисты с медицинским образованием, имеющие соответствующий сертификат специалиста. 

Однако, в соответствии с ранее действовавшим приказом Минздрава СССР от 13.07.1989 г. № 418 «Об утверждении новой редакции "Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью", утвержденного приложением 1 к приказу министерства здравоохранения ссср от 21.10.1974 г. № 990» лица, имеющие высшее профессиональное образование по специальности «Биолог», были допущены к занятию должностей врачей-бактериологов. 

Указанный порядок допуска действовал до выхода приказа Минздрава России от 25.12.1997 г. № 380 «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», который предоставлял право руководителю медицинской организации вводить в медицинской лаборатории должность биолога. 

Поэтому, специалисты с высшим биологическим образованием, принятые на должности врачей-лаборантов до 1997 года, могут продолжать профессиональную деятельность в занимаемых должностях врачей-бактериологов без наличия сертификата, так как отсутствие высшего медицинского образования не позволяет этим специалистам выдавать сертификат по специальности «Бактериология». 

Указанные специалисты могут занимать должности руководителей медицинских лабораторий в соответствии с пунктом 6 приказа № 541н от 23 июля 2010 г. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" при наличии рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.