234х200-IVD.gif



    

  

Официально


    
    

Деятельность Ассоциации

Получите грант

раздел главного внештатного специалиста

клинические рекомендации

    
    

Партнеры










Проблемы госзакупок у субъектов малого и среднего бизнеса

13.06.2019

Проблемы госзакупок у субъектов малого и среднего бизнеса

Бизнес в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) назвал узкие места в закупках госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

"По-прежнему остается нерешенной проблема с оплатой госкомпаниями товаров, работ, услуг своих поставщиков, - сказал президент "Опоры России" Александр Калинин в субботу в ходе специальной сессии по закупкам госкомпаний у субъектов МСП. - В то же время в госзакупках в ближайшее время этот вопрос может быть решен - с 1 июля в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок будет запущен электронный акт приемки".

По мнению Калинина, после запуска этого механизма в рамках контрактной системы по 44-ФЗ его необходимо будет распространить на закупки госкомпаний (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ). "Принятие актов и всей сопутствующей документации, переписки должно осуществляться в электронной форме, документы должны быть доступны в ЕИС, что поможет бизнесу в тех же судебных разбирательствах по несвоевременной оплате выполненных контрактов", - сказал он.

В свою очередь глава "Корпорации МСП" Александр Браверман заявил, что течение ближайших трех лет необходимо ужесточить административную ответственность за нарушение сроков оплаты по исполненным госконтрактам и контрактам с госкомпаниями.

Также к проблемным вопросам в сфере закупок госкомпаний у субъектов МСП эксперты отнесли отсутствие единых требований к составу заявок на участие в закупке, низкое качество технических заданий на закупку и т.п.

По словам директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяны Демидовой, ряд этих вопросов может быть решен уже в этом году.

"Готов законопроект по требованиям к составу заявок на участие в закупках, рассчитываем на его принятие до конца текущего года, - сказала Демидова. - Решается вопрос с финансовым обеспечением участия в закупках, включая требования к банковским гарантиям".

Также эксперты указали на необходимость увеличения доли закупок госкомпаний у субъектов МСП до 18% (закупки только для МСП) и до 20% (закупки в целом) с 15% и 18% (эти показатели действуют в настоящее время) - в том числе потому, что закупки у МСП показали себя более эффективными по сравнению с закупками в целом.

Показатели конкуренции при закупках у МСП существенно выше, чем в среднем при закупках товаров и услуг крупнейшими госкорпорациями, показывает проведенный с помощью информационно-аналитической системы "СПАРК-Маркетинг" анализ.

По итогам I квартала 2019 года доля закупок у единственного поставщика в сегменте МСП снизилась до 19,8% по сравнению с примерно 25% в 2017 и 2018 годах, тогда как в целом госкорпорации покупают у единственных поставщиков почти 50% всех товаров и услуг. 

Впрочем, по мнению ряда экспертов, решение названных проблем ситуацию кардинально не улучшит.

"Чтобы достичь к 2024 году заданного показателя объема закупок госкомпаний у субъектов МСП в 5 трлн рублей, необходимо обеспечить рост малого бизнеса на уровне 60% в год вместо имеющихся 8% в настоящее время, - сказала вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Елена Дыбова. - Необходимо не просто увеличение квоты на закупки у МСП, а внесение принципиальных изменений (в сферу закупок)". К числу таких изменений Дыбова отнесла, в частности, отказ от основного критерия при проведении закупок - "цены".

"Ценовая конкуренция и, как следствие, низкая цена на закупках не дают производителям ресурсов на развитие производства. Более того, они вынуждены идти на снижение качественных характеристик своей продукции, - сказала Дыбова. - Бизнесу (производителям - ИФ) для участия в закупках госкомпаний необходимы и дешевые деньги, такие же финансовые гарантии, авансирование поставок".

Дыбова указала на необходимость введения механизма предквалификации участников, когда к опытному (с положительной репутацией) поставщику предъявляются менее жесткие требования, чем к компании, которая на рынке неизвестна.

"Корпорация МСП" предлагает ввести для госкомпаний трехлетнее планирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), заявил глава корпорации Александр Браверман в ходе специальной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в субботу.

"Наиболее важным для нас в настоящее время является повысить предсказуемость для субъектов МСП и крупнейших заказчиков самого закупочного процесса, объемов и номенклатуры", - сказал Браверман.

По его мнению, для этого необходимо законодательно закрепить трёхлетний горизонт планирования для госзакупок. "Мы представляем себе это следующим образом: первый год остается таким, как и был: крайне детализированным, второй год должен быть агрегированным, так как рыночный изменения происходят очень быстро, и мы не можем навязывать компаниям необходимость предоставлять номенклатурный перечень, а третий год - это прогноз", - сказал Браверман.

В конце прошлого года "Корпорация МСП" уже заявляла о планах выступить с инициативой о внесении изменений в закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), направленных на предоставление дополнительной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). В том числе, в части планирования закупок.

"Малый бизнес просит большей предсказуемости в потребностях госкомпаний, - говорил ранее Браверман. - Им требуются от таких заказчиков дополнительные ориентиры, позволяющие определять, какое оборудование им необходимо закупать, в привлечение каких специалистов вкладываться".

Как сообщалось, недавно регуляторы и законодатели кардинально переработали механизм планирования в госзакупках (регулируется законом "О контрактной системе", 44-ФЗ) - в сторону его упрощения. Так, новые нормы предусматривают, что планирование закупок будет осуществляться на основании только одного документа - плана-графика (сейчас заказчики должны готовить и регулярно актуализировать два документа - план закупок и план-график). Сам план-график должен готовиться в соответствии с трехлетним циклом формирования бюджета - на очередной финансовый год и плановый период.

Форму и правила подготовки плана-графика должно будет определить правительство РФ. При этом оговаривается, что изменения в план-график могут вноситься за один день до публикации извещения о проведении соответствующей закупки (в настоящее время - за 10 дней).

"Корпорация МСП" предлагает распространить механизм факторинга на закупки госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), заявил глава корпорации Александр Браверман в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

"Мы хотели бы распространить на поставщиков механизм факторинга в закупках у субъектов МСП", - сказал Браверман.

Целевым показателем для этого направления "Корпорация МСП" считает включение в положения о закупках не менее чем 100 крупнейших заказчиков из числа госкомпаний норм о возможности использования механизма факторинга.

Как сообщалось, в прошлом году вступили в силу поправки к Гражданский кодекс (ГК) РФ, которые на законодательном уровне определили понятие факторинга, требования к договорам факторинга и сняли для денежных обязательств ограничение на передачу обязательств от исполнителя к третьим лицам по контрактам, заключенным по итогам торгов. То есть госзаказчики и госкомпании получили возможность использовать механизм факторинга. Однако широкого распространения эта практика не получила. Госзакупки и закупки госкомпаний не стали драйвером роста рынка факторинга в России в 2018 году.

"Доля госфакторинга в общем объеме рынка факторинга составляет 4-5%", - сообщил "Интерфаксу" управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА") Александр Сараев осенью прошлого года.

"Формально никаких ограничений для использования механизма факторинга при закупках госкомпаний нет, - сказал тогда же "Интерфаксу" генеральный директор "ФТ-Капитал" (стратегический партнер электронной торговой площадки "РТС-тендер" по направлению факторинга) Егор Газетин. - Есть нежелание заказчиков терять рычаги управления поставщиками, поскольку появление профессионального игрока в лице факторинговой компании, которая будет отстаивать свои интересы в суде в случае неисполнения заказчиками своих обязательств в том числе, неоплаты в срок - кажется опасным. На самом деле такая схема дисциплинирует все стороны и позволяет заказчикам управлять лояльностью пула поставщиков законными способами".

По мнению участников рынка, для продвижения факторинга в сегменте закупок госкомпаний прежде всего необходимо защитить права их поставщиков.

Впрочем, многие крупные госкомпании уже внесли в свои положения о закупках нормы об использовании механизма факторинга и начинают их использовать.

Тем не менее, в начале текущего года "Корпорация МСП" подготовила и направила на рассмотрение Минэкономразвития проект правительственной директивы крупнейшим госкомпаниям об использовании механизма факторинга при закупках у субъектов МСП.

Использование механизма факторинга позволяет, в частности, решать проблему несвоевременной оплаты заказчиками по исполненным договорам. По данным "Корпорации МСП" и "Интерфакса", объем несвоевременных оплат заказчиками по исполненным договорам в 2017 году составил 14,1 млрд рублей (11,6% от общего объема договоров с субъектами МСП, завершенных в отчетный период).

В первой половине 2018 года рынок факторинга вырос на 40% - до 1,1 трлн рублей с 790 млн рублей в первом полугодии 2017 года. Предполагается (финальные данные еще не получены экспертами), что по итогам всего 2018 года объем рынка факторинга в России вырос на 30%, до 2,4 трлн рублей с 1,8 трлн рублей в 2017 году.

Источник: Интерфакс