Официально
- Комитет по образованию, кадровому и профессиональному развитию
- Комитет по стандартизации и обеспечению качества клинических лабораторных исследований
- Комитет по микробиологии
- Комитет по клинической цитологии
- Комитет по молекулярно-биологическим исследованиям
- Комитет по гемостазиологии
- Комитет по преаналитике
- Комитет по лабораторной диагностике в неотложной медицине
- Комитет по обращению медицинских изделий для диагностики in vitro
- Комитет по международному сотрудничеству
- Комитет по региональному развитию
- Комитет по информационным технологиям, цифровой медицине и искусственному интеллекту
- Комитет по работе с клиницистами
- Комитет специалистов в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием
- Комитет по исследованиям по месту лечения
- Комитет по иммунологии
- Комитет по референтным интервалам
- Комитет по предиктивной, превентивной и персонализированной медицине
- Комитет по аналитической химии в лабораторной медицине
- Комитет по разработке клинических рекомендаций
Деятельность Ассоциации
Партнеры
Новое в госзакупках
Новое в госзакупках
В РФ вступили в силу поправки к закону "О контрактной системе" (N44-ФЗ), определяющие порядок организации контроля в сфере госзакупок. Эти поправки направлены на совершенствование контрольно-надзорной деятельности при проведении процедур отбора поставщиков при госзакупках.
Согласно принятым поправкам, правительство РФ должно будет утвердить единый порядок осуществления контроля за проведением госзакупок. При этом органы контроля должны будут заниматься проверками заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, закупочных комиссий и их членов, уполномоченных органов и учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок.
Также поправки предоставляют муниципальным органам власти право передавать свои закупочные функции на региональный уровень, вводят запрет на совмещение в одном органе функций по контролю и по осуществлению закупок, устанавливают риск-ориентированный подход, вводят оценку эффективности работы органов контроля.
Кроме того, теперь нормы N44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок, распространяются на негосударственные юридические лица (не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями) при предоставлении им бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.
Помимо этого, с вступлением в силу "контрольных" поправок контрольно-надзорные органы получили дополнительные основания для проведения внеплановых проверок госзаказчиков. Основанием для таких проверок стали, в частности, информация о признаках нарушения законодательства о закупках (в прежней редакции - информации о нарушениях). Причем такая информация может исходить как от "общественных контролеров", так и от СМИ.
Стоит отметить, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России, осуществляющая контроль в сфере госзакупок, занялась вопросом унификации правоприменительной практики на федеральном и региональном уровнях еще до принятия этого закона. Кроме того, ФАС планирует организовать регулярные проверки по госконтрактам, реализуемым в рамках нацпроектов.
Ценовой порог для закупок малого объема увеличивается в РФ в три раза, до 300 тыс. рублей, в результате вступления в силу соответствующей поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ). Эта поправка повышает порог для закупок, которые госзаказчики могут осуществлять без осуществления закупочных процедур с любым участником рынка, до 300 тыс. рублей со 100 тыс. рублей.
"Пороговое значение в 100 тысяч рублей сегодня не соответствует реалиям рынка", - отмечал ранее заместитель мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.
В свою очередь гендиректор электронной торговой площадки (ЭТП) "РТС-тендер" Владимир Лишенков прогнозировал, что повышение порога для закупок малого объема до 300 тыс. рублей не приведет к увеличению общего объема этого сегмента закупок.
"При повышении порога для закупок малого объема уменьшится количество закупок без существенного изменения их суммы, при этом вырастет средняя сумма одного контракта, - говорил он. - Объем рынка не изменится, так как у госзаказчиков есть лимит на закупки малого объема, произойдет просто консолидация закупок".
При этом Лишенков отмечал, что в настоящее время заказчики зачастую проводят дробление закупок. "Например, при необходимости провести закупки на сумму 400 тыс. рублей заказчик публикует 4 закупки на условные 99 тыс. рублей, - сказал он. - При этом средняя сумма контракта по закупкам малого объема составляет порядка 50 тыс. рублей - соответственно, можно спрогнозировать ее увеличение до 150-200 тыс. рублей в будущем".
Прежде гендиректор ЭТП "Единая электронная торговая площадка" (ЕЭТП) Антон Емельянов предлагал законодательно утвердить применение сервиса электронных магазинов заказчиками и увеличить лимит таких закупок, проводимых с помощью подобного сервиса, до 5 млн рублей.
"По мнению поставщиков и заказчиков, опробовавших сервис электронного магазина, его действие можно было бы распространить на контракты объемом до 5 млн рублей", - говорил Емельянов.
При этом он отмечал, что использовании сервиса обеспечивает, в частности, большую экономию по сравнению с традиционными закупочными процедурами - около 21% против 10-12%.
В сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины ЭТП (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов), аналогичные сервисы субъектов РФ (например, "Портал поставщиков" Москвы), а также Единый агрегатор торговли (ЕАТ) "Березка" (с апреля текущего года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).
Стоит отметить, что регуляторы рассматривают направление малых закупок, как одно из приоритетных для развития контрактной системы.
Так, Федеральное казначейство озвучивало планы реализовать в ЕИС новую процедуру - закупки из каталога - в 2020-2022 годах.
"Необходимо сформировать новые закупочные процедуры, которые стали бы хорошей альтернативой электронным аукционам, время проведения которых, несмотря на все сокращения сроков, слишком большое, - говорила заместель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. - Если найдем способ регулировать закупки на агрегаторах с сохранением всех плюсов аукционов (нераскрытие названия поставщика, учет квалификации и т.п.), то постепенно можно будет переводить все закупки на агрегаторы торговли".
В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России отмечала необходимость введения регулирование для закупок малого объема. "Развивать направление агрегаторов торговли необходимо, - говорил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов. - В законе "О контрактной системе" должны быть нормы, регулирующие сегмент малых закупок. Возможно, отдельная глава". При этом он подчеркивал, что в этих нормах должен быть прописан порядок контроля таких закупок, который в настоящее время отсутствует.
В прошлом году руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин оценивал объем малых закупок госзаказчиками в 800 млрд рублей в год. Объем закупок малого объема госкомпаний, при сохранении пропорций между объемом госзакупок и объемом закупок госкомпаний, оценивался приблизительно в 2,4 трлн рублей.
К основным нововведениям 44-ФЗ, вступившим в силу, относятся, в частности, нормы, упрощающие процедуру планирования госзакупок. Теперь госзаказчики смогут планировать закупки на основании только одного документа - плана-графика (сейчас заказчики должны готовить и регулярно актуализировать два документа - план закупок и план-график).
Еще одна поправка значительно повышает порог для так называемых "коротких аукционов" (со сроком подачи заявки в семь дней). По предложению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, для таких аукционов пороговые значения были увеличены с 3 млн рублей до 300 млн рублей и до 2 млрд рублей для строительных аукционов.
Другие положения закона корректируют антидемпинговые меры, которые могут применяться госзаказчиками. Они, в частности, вводят запрет на выплату аванса тем поставщикам, которые снизили стоимость контракта более чем на 25%.
Также новым законом предусмотрено, что в тех случаях, когда определить объем необходимых товаров, работ, услуг на момент закупки невозможно, заказчик вправе осуществлять соответствующие закупки из расчета за единицу товара, работы, услуги.
Значимая часть вступивших в силу нововведений касается закупок в области строительства (изначально поправки были направлены на упрощение закупочных процедур именно в этой сфере). В их числе возможность поставщикам в первой части заявки на участие в строительных аукционах, содержащих проектную документацию, указывать только свое согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных закупочной документацией, предоставление заказчикам права при нарушении сроков исполнения строительных контрактов по вине подрядчика однократно продлевать срок действия таких контрактов, а при одностороннем расторжении контракта - заключать новый контракт со вторым участником закупки без повторного проведения закупочной процедуры.
Еще одно нововведение оговаривает возможность изменения существенных условий контрактов (стоимость, сроки исполнения), заключенных с единственным поставщиком.
Ранее депутат Госдумы Антон Гетта отмечал, что эти поправки позволят госзаказчикам сократить время проведения закупочных процедур приблизительно на 30%.
Источник: Интерфакс