234х200-IVD.gif


    

  

Официально


    
    

Деятельность Ассоциации

Получите грант

раздел главного внештатного специалиста

клинические рекомендации

    
    

Партнеры










Минздрав признал риски госорганизаций при закупке оборудования в рамках нацпроекта «Здравоохранение»

11.01.2022

Минздрав признал риски госорганизаций при закупке оборудования в рамках нацпроекта «Здравоохранение»

Пока заказчикам рекомендовано не закупать медизделия вместе с подготовкой помещения к их установке. Заказчики же говорят, что гораздо больше проблем им доставит курс правительства на активное импортозамещение.

Претензии Казначейства

В 2022 году Минздрав начнет масштабную работу по предотвращению рисков при реализации нацпроекта «Здравоохранение», сообщил зам. директора Департамента проектной деятельности Михаил Дьяченко на Всероссийском форуме «NOVAMED-2021» в конце ноября.

«Контрольно-надзорные и правоохранительные органы ведут учет приобретения лечебными учреждениями медицинских изделий. Основные риски при реализации нацпроекта возникают именно на стадии закупочных процедур. Мы выявляем, к сожалению, достаточно поздно, что закупки не проводятся по разным причинам, в числе которых удорожание, эпидемиологическая ситуация в регионах», — сказал он.

В результате диалога с регионами Минздрав обнаружил проблемы, возникающие у больниц при закупках. Одна из основных — отсутствие типовых техзаданий на оснащение медоборудованием. В ряде случаев оно поставляется с комплектующими, не входящими в состав оборудования, а иногда и вовсе комплексом услуг вместе с подготовкой помещения.

Масштаб финансирования

Приобретение медизделий предусмотрено в рамках четырех федеральных проектов нацпроекта «Здравоохранение»:

1.    Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи.

304 передвижных медицинских комплекса будет закуплено до конца 2021 года (2,2 млрд руб.) и еще около 500 в 2022—2023 годах.

2.    Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Более 71 млрд руб. в период 2020–2022 годов.

3.    Борьба с онкологическими заболеваниями:

— более 31,2 млрд руб. на дооснащение современным оборудованием федеральных профильных медорганизаций в 2020–2022 годах;

— более 116 млрд руб. в 2021 году на дооснащение региональных медорганизаций;

— более 15,4 млрд руб. на строительство и реконструкцию 18 объектов, включая оснащение медизделиями.

4.    Развитие детского здравоохранения.

Более 12,2 млрд руб. в 2021 году на строительство и реконструкцию 15 объектов, включая оснащение медизделиями.

Ярче всего эта сложность проявляется при закупке тяжелой техники. «Регионы приобретают технику как комплекс услуг в виде поставки, монтажа, ввода в эксплуатацию, пусконаладочных работ, подготовки помещения, оправдываясь перед надзорными органами, что важен результат — нормальная работа медизделия», — рассказал Дьяченко.

По его словам, Федеральное казначейство выступает против такой схемы закупок. У ряда регионов были выявлены проблемы, связанные с этим подходом. Пока суд становится на сторону госзаказчика. Но Минздраву важно, чтобы участники нацпроекта не попадали под предписания, представления контрольно-надзорных органов. А эти проблемы возникают, посетовал зам. руководителя департамента.

Он перечислил и другие сложности, возникающие при планировании закупок. В частности, регионы, чтобы гарантированно обеспечить закупку, приобретают технику заранее, до подготовки помещения к монтажу. «Есть случаи, когда МРТ был приобретен и стоял зачехленный весь гарантийный срок, а когда подготовили помещение, оказалось, что аппарат не работает», — привел пример Дьяченко.

Сегодня заказчиком медтехники для больницы может выступить региональный Минздрав, управление закупок или само медучреждение — единых требований по этому вопросу нет.

Что предлагает Минздрав

В начале 2022 года Минздрав намерен выпустить рекомендации, каким образом поэтапно проводить приобретение тяжелого медоборудования. В документе есть предложения по этапности проведения конкурсных процедур.

Министерство предложило начать работу по вводу автоматического кода, который будет применяться при торгах, связанных с нацпроектом «Здравоохранение».

Еще одно предложение — централизация закупок. «Не определено, кто осуществляет закупки — где-то ЦРБ, где-то регион. Нет информации, какой регион, каким образом приобретает медизделия. Любой госзаказчик вправе самостоятельно выбирать формы осуществления закупок, — объяснил Дьяченко. — При этом у нас есть хорошая практика централизации: Минпромторг в прошлом году приобрел автотранспорт для медорганизаций и поставил в регионы».

Кроме того, Минздрав вышел с предложением к Минэкономразвития по обобщению госзакупок на период реализации нацпроекта на отдельном информационном ресурсе. «Это в определенной степени решит вопрос производственного планирования для отечественных производителей, а для заказчиков — вопрос удорожания», — отметил Дьяченко.

Каталог ограничений

Ориентиром для заказчика остается Каталог товаров и услуг (КТРУ). Однако вскоре он претерпит серьезные изменения, поскольку его характеристик заказчикам не хватает. К примеру, описание маммографа в КТРУ содержит всего четыре характеристики. На конкурсах под них «ставят» старые, пленочные маммографы, рассказал «МВ» глава консорциума «Медицинская техника» Виктор Назаров.

Осенью Минздрав, Минфин (ведет КТРУ) и Росздравнадзор провели несколько совещаний по этой проблеме. Была достигнута договоренность доработать позиции каталога, особенно подлежащие квотированию.

По словам Назарова, в результате медизделия должны иметь достаточное, но не избыточное количество характеристик. Их предварительный перечень консорциум уже согласовал с Росздравнадзором.

Срывы поставок

Назаров признает, что медучреждениям станет сложнее закупать МИ, но связывает это главным образом с предоставлением приоритета на торгах отечественным производителям.

«Кардинально меняется система формирования заказа. Если раньше заказчик говорил, что ему нужно, а производители этой группы товаров конкурировали, теперь, наоборот, заказчик должен разобраться, что есть на рынке российского, конкретизировать характеристики и объявить на конкурс», — пояснил он.

Главный врач Красноозерской ЦРБ (Новосибирская обл.) Юрий Черемискин рассказал «МВ», что в этом году больница получила рекомендации по закупке эндоскопического оборудования с учетом приоритета российского производителя.

Учреждение не испытывает сложностей при закупках тяжелой медтехники, поскольку заказчиком большинства изделий выступает Минздрав. «Самостоятельно в 2021 году мы закупали только маммограф. Однако в связи с нехваткой средств для подготовки нового помещения он был установлен на место прежнего аппарата и не потребовалось покупки сопутствующих услуг», — отметил Черемискин.

Крупные медучреждения сталкиваются только с проблемой задержки поставок тяжелой техники, сообщил «МВ» зам. директора по экономике и развитию НМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина Артем Пухальский. Он связывает это со сниженными объемами выпуска ведущих мировых компаний-производителей. «Предусмотренные законом штрафные санкции за срыв поставок настолько ничтожны, что не пугают поставщиков, а учреждения не готовы расторгать контракты даже под угрозой срыва их выполнения, так как осуществить закупку повторно не представляется возможным», — подчеркнул он.

По региональным программам модернизации первичного звена здравоохранения медорганизации за счет федерального бюджета должны быть оснащены в 2021 году почти 29 тыс. медизделий на сумму более 48 млрд руб.

Впрочем, зам. директора Клинического центра Первого МГМУ им. И.М. Сеченова по внебюджетной деятельности Олег Рукодайный уверен, что в следующем году многие договоры с поставщиками будут пересмотрены. «Ранее штрафные санкции были прописаны формально и почти не применялись. Сейчас на рынке возникли проблемы с комплектующими, плановые поставки срываются, и многие организации пересмотрят свою политику», — прогнозирует он.

Источник: МЕДВЕСТНИК