Профильные кафедры и курсы лабораторной диагностики объединяются в Общественный образовательный кластер НМО под эгидой Ассоциации ФЛМ

Профильные кафедры и курсы лабораторной диагностики объединяются в Общественный образовательный кластер НМО под эгидой Ассоциации ФЛМ 09.06.2016

Profile departments and laboratory diagnostics courses are combined in Public educational cluster of CME under the auspices of Association of laboratory specialists and organizations "Federation of laboratory medicine"

Состоявшееся объединение медицинских ВУЗов последипломной подготовки требует дальнейшей реализации в рамках общественной профессиональной организации для расширения сотрудничества между кафедрами и курсами лабораторной диагностики с целью профессиональной экспертизы программ лабораторной диагностики, создания типовых программ подготовки специалистов лабораторной службы, одобренных профессиональным сообществом. С точки зрения профессора В.В. Долгова, заведующего кафедрой клинической лабораторной диагностики РМАПО, общественной основой такого образовательного кластера является Федерация лабораторной медицины. Президент Ассоциации ФЛМ поддерживает инициативу и со своей стороны вносит создание Общественного образовательного кластера под руководстовом профессора В.В. Долгова в повестку ближайшего заседания Президиума Ассоциации ФЛМ.


Обращение профессора В.В. Долгова к заведующим профильными кафедрами и курсами клинической лабораторной диагностики образовательных учреждений России.

В.В. Долгов.jpg

Уважаемые коллеги! 

Информирую Вас, что произошло формальное объединение ВУЗов последиплом-ной подготовки (РМАПО, Москва, заведующий кафедрой КДЛ профессор Долгов В.В., Казанская государственная медицинская академия, заведующий кафедрой КДЛ профессор Цибулькин А.П., Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, заведующая кафедрой КДЛ д.м.н. Белохвостикова Т.С., Пензенский инсти-тут усовершенствования врачей, заведующая кафедрой КДЛ, доцент, к.м.н. Кулюцина Е.Р., Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей, заведующая кафедрой КДЛ доцент, к.м.н. Суржикова Г.С.). 

Объединение произошло под идеологией Федерального центра непрерывного медицинского образования – создан уникальный образовательный кластер повышения квалификации медицинских работников. Очевидно, что этой организации буден придан статус экспертной. 

В этой связи начали поступать предложения от кафедр медицинских ВУЗов о включении их в этот кластер, чтобы противодействовать размыванию подготовки специалистов нашей специальности непрофессионалами, которые за плату готовы проводить любые формы обучения, даже не соприкасаясь с обучающимися (дистанционно, интерактивно). На уровне государственного учреждения такое расширение вряд ли возможно, так как юридическим лицом является Академия, а не кафедра. Однако на уровне общественной организации такая возможность имеется, и возможно сотрудничество с государственными учреждениями при аккредитации образовательных программ, рецензировании деятельности по повышению квалификации, надзорной деятельности и обращении в соответствующие организации за отзывом лицензий на образовательную деятельность, если она не обеспечивает подготовку специалиста согласно профессиональному стандарту.

Наиболее адекватной общественной организацией для такой формы сотрудничества с государственным аппаратом представляется профессиональная некоммерческая общественная организация «Ассоциация специалистов и организаций лабораторной службы «Федерация лабораторной медицины»». Руководство Федерации лабораторной медицины готово работать в данном направлении и предлагает мне возглавить эту работу. 

В связи с этим, обращаюсь к Вам за поддержкой – разворачивать ли такую деятельность, нужна ли она лабораторному сообществу? Если Вы согласны принять участие в такого рода деятельности, то мы вместе выработаем кодекс чести преподавателя клинической лабораторной диагностики и будем сами его соблюдать.
Жду Ваше мнение и предложения. 

Заведующий кафедрой 
Профессор В.В. Долгов

Отзывы заведующих профильными кафедрами и курсами клинической лабораторной диагностики образовательных учреждений России

Уважаемые коллеги! 

На мое обращение к Вам получено одобрение об объединении кафедр и курсов по клинической лабораторной диагностике по выработке единого подхода к подготовке специалистов клинической лабораторной диагностики на базе как профессиональных, так и инициативных кафедр и курсов. Объединение основано на одной платформе – желании профессионально подходить к подготовке кадров и противодействии «халтурным» формам, использующим лазейки в законодательстве для достижения личных целей, не имеющих отношения к реальной профподготовке. 

За такую работу высказались: 

Ельчанинова С.А. – зав.кафедрой биохимии и клинической лабораторной диагностики Алтайского Государственного Медицинского университета: «Эта деятельность нужна лабораторному сообществу и сообществу преподавателей лабораторной медицины. От халтуры в повышении квалификации наших специалистов, включая симуляции обучения в форме дистанционного обучения на все 144-504 часа за немалые деньги, нужно защищаться». 

Первушин Ю.В. – зав. кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом бактериологии Ставропольского государственного медицинского университета: «Считаю, что инициатива абсолютно своевременна и бесспорно целесообразна. Вижу смысл осуществления подобной деятельности не только в "противодействии размыванию подготовки специалистов нашей специальности непрофессионалами, которые за плату готовы проводить любые формы обучения, даже не соприкасаясь с обучающимися (дистанционно, интерактивно)" - с этим, безусловно, согласен и давно пытаюсь бороться, но и в совместном создании программ подготовки специалистов, так как предлагаемые Минобрнауки схемы, когда каждый вуз готовит свои программы, очень напоминает басню Крылова. Мы и сейчас для создания программ берем за основу разработанные кафедрой РМАПО совместно с другими кафедрами программы, утвержденные Минздравом, за основу. Это мое мнение и как главного внештатного специалиста по КЛД СКФО». 

Козлов А.В. – заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики, декан медико-биологического факультета Санкт-Петербургской медицинской академии ПДО: «Мысль сама по себе неплохая, однако, хотелось бы знать, насколько совместная деятельность в этом направлении будет небесполезна (ее объем велик) и не пропадет ли она всуе, как многие другие инициативы, когда в дело вмешивались чиновники из МЗ?» 

Шатохина С.Н. – заведующая кафедрой клинической лабораторной диагностики МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского: «Ситуация обидная и возмутительная. Вне всякого сомнения, нам надо объединяться и отстаивать кодекс чести преподавателя клинической лабораторной диагностики. Конечно, лучшей формой сотрудничества с государственным аппаратом будет Федерация лабораторной медицины. Эту работу надо разворачивать, причем в очень быстром темпе». 

Суплотов С.Н. - зав.кафедрой КЛД ГБОУ ВПО Тюменского ГМУ: «Ознакомившись с письмом о возможности организации взаимодействия профессиональных общественных медицинских организаций в лице Федерации лабораторной медицины с гос. учреждениями по вопросам непрерывного проф.образования по клинической лабораторной диагностике, сообщаю о согласии участвовать в данной работе». 

Щёкотова А.П. - зав. кафедрой клинической лабораторной диагностики Пермского государственного медицинского университета им. акад. Е.А. Вагнера: «Согласна с Вашим письмом. Конечно, нужен консенсус главных специалистов, кафедр и общественных организаций. Надеюсь, проблемы подготовки кадров будут решаться адекватно». 

Белохвостикова Т.С. - заведующая кафедрой КЛД Иркутского ГМАПО, медицинский директор ООО "Юнилаб-Иркутск": «Мы на кафедре обсудили создание общественного совета по качеству образовательных программ специальности "клиническая лабораторная диагностика" при ФЛМ. Мы уже сталкивались с предложениями некачественных программ по нашей специальности. Этого допускать нельзя. Возможно расширить функции совета в качестве консультативного органа для выбора врачами нужных им блоков обучения. В ближайшее время такая потребность будет»

Гильманов А.Ж. – заведующий кафедрой лабораторной диагностики ИПО Башкирского государственного медицинского университета: «Мысль о кодексе преподавателя или кафедры хорошая - Вы ведь и раньше ее высказывали. Вот только его принятие никак не защитит нас от халтурщиков, они все равно будут появляться и "отъедать" (за деньги) те самые 14 часов в год, а то и 36 часов (если получат местную образовательную лицензию). Тем не менее, нам надо координироваться. Теперь такая возможность будет - Можно приветствовать создание общероссийской образовательной организации НМО на основе РМАПО - так будет легче осуществлять координацию. Другие кафедры / курсы КЛД будут участвовать при общей координации процесса. Я – за». 

Цвиренко С.В. – заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики Уральской государственной медицинской академии: «Поддерживаю Вашу инициативу. Думаю "преподавательский центр" должен быть в ФЛМ, например, в виде комитета. Такой комитет по логике будет играть возрастающую роль в НМО и прочих выдумках, и лучше, чтобы этим занимались люди, представляющие себе суть процесса. Важно, чтобы "любителей" от подготовки кадров не было бы большинство. Свежие взгляды нужны, но взвешенные. К сожалению, среди бойких активистов почти все знают, как лечить, играть в футбол и готовить специалистов». 

Эмануэль В.Л. - заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины СПбГМУ им. И.П. Павлова: «Предлагаю рассматривать проблему шире. Мы быстро договоримся о дидактических основах подготовки кадров для службы и грамотном внедрении новаций в системе непрерывного медицинского образования. Сделаем это тонко - с соблюдением (хотя бы внешне) правил Минобра и Минздрава - это реально. НО нужно менять кадровую политику в области нашей МЕДИЦИНСКОЙ специальности. В частности, пора вплотную заняться подготовкой "технологов", как среднего звена, так и высшего - биологов. А это удел иных ведомств и департаментов. Нужно переходить к подготовке врачей патологов (м.б. клинических патофизиологов - по аналогии с клиническим фармакологом, который признан официально медицинским специалистом, в отличие от врача КЛД в действующих нормативах). В основе образовательного процесса должны быть профессиональные стандарты деятельности и система аккредитации. Наконец, успех специальности невозможен без клинико-лабораторного консилиума, а, следовательно, активного участия наших кафедр в системе непрерывного образования КЛИНИЦИСТОВ! Но это пространство требует качественного преобразования ППС кафедр. Т.е. нужно ввести обучение ППС кафедр КЛД в системе НМО на клинических кафедрах. Конечно, ЗА наш профессиональный союз!!! Надеюсь, скоро встретимся для формирования консенсуса!» 

Иванов А.М. - зав. кафедрой клинической лабораторной диагностики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Председатель Правления Научно-практического общества специалистов лабораторной медицины: «Полностью поддерживаю инициативу, согласен с предложениями. Коллектив нашей кафедры готов принимать самое активное участие в работе».  

Конторщикова К.Н. – зав. кафедрой КЛД ФПКВ Нижегородской государственной медицинской академии. «Я бы хотела объединить нашу кафедру с новым кластером, но понимаю, что мы находимся в рамках ВУЗа, очень жаль. В отношении объединения под эгидой Федерации - только за. У нас в академии существует проблема для других кафедр, поскольку появилась образовательная фирма, которая организует циклы практически по всем специальностям, правда, кроме КЛД (пока не смогли найти специалистов). Костяк этой организации составляют бывшие преподаватели нашей академии. Наше руководство пыталось с ними бороться, но они получили лицензию, ссылаются на приказы не от Минздрава, а от Минобразования. Меня лично приглашали в такую фирму в Челябинск (очень приличная оплата), причём они выиграли тендер у нас на обучение врачей из Йошкар-Олы. Я отказалась с ними работать, но кто-то согласился. Имя мне незнакомое, учебу проводили интерактивно, слушатели были крайне недовольны. Я обращалась по этому случаю к нашему директору, вот он и сказал, что трудно что-то сделать, потому что тут проблема с Минобразования. Поэтому наше объединение должно быть способным с ними объясниться, иначе за деньги будет твориться беспредел. Какое тут непрерывное образование?»

Инициативу также поддержали Г.П. Гладилин и Н.Б. Захарова (кафедра КЛД Саратовского государственного медицинского университета), С.Н. Щербо (зав. кафедрой КЛД РНИМУ им Н.И. Пирогова, Москва), Н.Е. Кушлинский (зав. каф. КЛД Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И.Евдокимова), М.А. Годков (заведующий отделом лабораторной диагностики НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского), преподаватели кафедры КЛД РМАПО. 

Спасибо всем за поддержку. 

Заведующий кафедрой 
Профессор В.В. Долгов

Поделитесь этой новостью с коллегами и друзьями

Возврат к списку