234х200-IVD.gif

Ярмарка-вакансий-2023-FULL-BODY-short.gif



    

  

Официально


    
    

Деятельность Ассоциации

Получите грант

раздел главного внештатного специалиста

клинические рекомендации

    
    

Партнеры










Административные барьеры в сфере непрерывного медицинского образования и аккредитации медицинских работников

Административные барьеры в сфере непрерывного медицинского образования и аккредитации медицинских работников 29.09.2017
Administrative barriers in the sphere of continuous medical education and accreditation of healthcare professionals

Или почему в МЗ РФ предложили новый проект НМО: повышение квалификации проводится в объеме не менее ?30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет?
Шаг вперёд и два шага назад?


АВТОР БОРИСОВ Д.А. 28 СЕНТЯБРЯ 2017

Источник: сайт Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения


Автором настоящей статьи было предложена следующая редакция пункта 16 проекта порядка:

Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование) или один раз в пять лет в объеме более 100 часов.

Предлагалось исключить из пункта 16 слово "только", поскольку систему непрерывного образования еще только предстоит создать, для чего необходим переходный период по аналогии с введением аккредитации. В течение переходного периода врачам целесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.

Пунктами 18 - 20 порядка предусмотрено, что общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объем освоения образовательных программ не менее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может составлять более 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время трудоемкость повышения квалификации составляет, как правило, 144 часа (приказом №66н предусмотрено более 100 часов) один раз в пять лет. Увеличение трудоемкости на 73% - 150%, приведет к росту затрат на ДПО, как для государства, так и для частного сектора, с учетом общего количества врачей - более 600 000 и среднего медперсонала - более 1 500 000 человек. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегодное повышение квалификации и посещение конференций и семинаров, что приведет к многократному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

В настоящее время Минздравом РФ подготовлен проект приказа О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения ?Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н ?«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования ?медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения ?по дополнительным профессиональным образовательным ?программам в образовательных и научных организациях», http://regulation.gov.ru/projects#npa=73236

Подпунктом «г» пункта 2 Проекта изменений предлагается абзац четвертый пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ, предусмотренных пунктом 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ?от 15 ноября 2013 г. № 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный № 31014), в объеме не менее ?30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.».

Таким образом, после утверждения поправок можно будет констатировать, что наши предложения были услышаны в министерстве здравоохранения и напряженность, связанная с переходом на новую систему непрерывного медицинского образования, будет снята.

Вместе с тем, Национальной Ассоциацией медицинских организаций было направлено обращение Президенту России Путину В.В. с просьбой дать поручение о внесении соответствующих изменений в проект приказа Минздрава РФ О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения ?Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н ?«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования ?медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения ?по дополнительным профессиональным образовательным ?программам в образовательных и научных организациях», http://regulation.gov.ru/projects#npa=73236.

Подпунктом «в» пункта 2 Проекта изменений предлагается пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется ?с использованием интернет-портала непрерывного медицинского ?и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – интернет-портал) … ».

Предлагаю фразу «Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется» заменить фразой «Обучение может осуществляться». В пояснительной записке указано, что Проект приказа устанавливает возможность освоения дополнительных профессиональных программ в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием инновационных образовательных технологий. Однако из предложенных изменений следует, что обучение может осуществляться исключительно по программам, размещенным на интернет-портале. При этом на интернет-портале образовательные программы в настоящее время привязаны к конкретным образовательным организациям. Таким образом, нахождение образовательной организации на интернет-портале является условием продолжения образовательной деятельности по данному направлению, что возлагает на образовательные организации обязанности, не предусмотренные законом.

Решение о размещении образовательной программы повышения квалификации на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, созданной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее – Экспертная комиссия).

Следует иметь в виду, что согласно п.5.5.2(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, к полномочиям Минздрава относится:

разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Полномочия по регулированию деятельности образовательных организаций, в частности допуск к образовательной деятельности по направлению «Здравоохранение» у Минздрава отсутствует.

Предоставление такого полномочия Минздраву нецелесообразно по следующим причинам:

1. Это возлагает на образовательные организации дополнительные требования и ограничения, не предусмотренные законом. Так действующим законодательством об образовательной деятельности не предусмотрено указание в приложении к лицензии перечня программ ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено.

2. Регистрация программ ДПО каждой образовательной организацией не имеет практического значения при наличии разработанных и утвержденных Минздравом примерных программ, в том числе с учетом большого количества медицинских специальностей - более 90 и еще большего количества образовательных организаций, реализующих программы ДПО.

Возложение указанной обязанности на образовательные организации не входит в компетенцию Минздрава, предложенная редакция камуфлирует нарушение прав образовательных организаций, не содержит четких административных процедур.

В представленном Проекте изменений выявлены коррупциогенные факторы (в соответствии с пп. «а», «г», «д», «е», «ж», «и» пункта 3 и пп. «а» - «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96).

Для допуска к деятельности медицинских работников вместо сертификата, выдаваемого по итогам повышения квалификации образовательной организацией, имеющей лицензию, приказом Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года предусмотрено создание аккредитационных комиссий.

Положении об аккредитации специалистов в первоначальной редакции, утвержденное данным приказом (далее — Положение), содержит непреодолимые требования для образовательных организаций, выдающих в настоящее время сертификаты медицинским работникам:

1) барьер для Председателя аккредитационной комиссии - членство в некоммерческой организации, число членов (врачей) которой составляет 25% от общей численности врачей на территории субъекта;

2) ежегодное утверждение состава и Председателя аккредитационной комиссии по усмотрению министра здравоохранения по каждой из более чем 90 специальностей;

3) необоснованно завышенные требования к организационно-техническому оснащению образовательных организаций.

С указанными проблемами Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения обратился в ФАС 03.11.2016 г.

Как следует из ответа ФАС, согласно пункту 7 приказа № 334н, аккредитация специалистов проводится в помещениях образовательных и (или) научных организаций, реализующих программы медицинского (фармацевтического) образования, организационно-техническое оснащение которых обеспечивает возможность оценки соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

В связи с тем, что проведение аккредитации осуществляется по нескольким видам, пунктом 33 приказа № 334н определены этапы прохождения каждого из видов аккредитации. Так, проведение первичной и первичной специализированной аккредитации включает в себя оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях, в то время, как для проведения периодической аккредитации использование симулированных условий не требуется.

Законодательством Российской Федерации не установлено, что образовательные организации, реализующие программы медицинского (фармацевтического) образования обязаны иметь организационно-техническое оснащение, достаточное для проведения всех видов аккредитации. Таким образом, по мнению ФАС России, в помещении образовательной организации может проводиться, например, только периодическая аккредитация, проведение которой не требует организации симулированных условий, так как такой вид аккредитации включает в себя только оценку портфолио и тестирование.

Вместе с тем, ФАС России считает, что из содержания пункта 7 приказа № 334н невозможно сделать однозначный вывод о том, может ли образовательная организация иметь организационно-техническое оснащение помещений, достаточное для проведения только периодической аккредитации.

Таким образом, в процессе применения указанного пункта приказа № 334н, к образовательным организациям, имеющим условия для проведения только периодической аккредитации, могут быть предъявлены не предусмотренные законодательством Российской Федерации и, следовательно, необоснованно завышенные, требования к оснащению помещений, что приведет к препятствованию осуществления деятельности, ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

По мнению ФАС России, во избежание двусмысленного толкования, в норме, установленной пунктом 7 приказа № 334н, должна быть устранена неясность, путем четкого разделения требований для проведения первичной и первичной специализированной аккредитации, и предъявляемых в случае проведения в помещениях образовательной организации только периодической аккредитации.

Позиция ФАС России по данному вопросу также была направлена в адрес Минздрава России. Как следует из ответа Минздрава в адрес Союза от 28.12.2016 г., Правовым департаментом прорабатывался вопрос внесения изменений в приказ № 334н с учетом позиции Союза.

В приказ № 334н 19.05.2017 г. были внесены изменения. К нашему сожалению, не произошло четкого разделения требований в части материально-технического оснащения для проведения первичной и первичной специализированной аккредитации, и предъявляемых в случае проведения в помещениях образовательной организации только периодической аккредитации. Согласно принятым поправкам (см. п.8), аккредитационные комиссии формируются в субъектах РФ по видам образования (высшее медицинское, высшее фармацевтическое, среднее медицинское и иное высшее). Приказ был дополнен пп. 18.1-18.6, согласно которым Председателем аккредитационной комиссии из членов аккредитационной комиссии формируются аккредитационные подкомиссии по специальностям, по которым проводится аккредитация специалистов, а также определяется Регламент работы аккредитационной подкомиссии.

На основе действующей редакции приказа №334н можно сделать вывод о том, что в субъекте будет создаваться одна комиссия, то есть вместо создания условий для конкуренции данный процесс будет монополизирован. Об этом свидетельствует и норма о ежегодном утверждении состава и Председателя аккредитационной комиссии по усмотрению министра здравоохранения.

Поделитесь этой новостью с коллегами и друзьями

Возврат к списку